Версия для печати
Прочитали: 8 Комментариев: 0
ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ: Читайте авву Дорофея

    На протяжении веков «Душеполезные поучения» аввы Дорофея были любимым чтением, особенно среди монашествующих. Но и миряне во все времена читали и продолжают читать эту книгу, поскольку она является азбукой духовной жизни. Каждый христианин находит в ней много полезных советов и наставлений и может исправить свои душевные немощи и войти в русло истинно христианской жизни. Но полезные советы и наставления мы можем найти в творениях и других отцов Церкви. В чем же особенность и привлекательность поучений преподобного аввы Дорофея? Почему это имя стоит первым в списке литературы для начинающих христиан и для тех, кто стремится к совершенству своей христианской жизни? О книге, которую называют духовным зеркалом, и о жизни ее автора рассуждает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков).

 


Чтобы знать и уметь, как когда должно поступить чисто по-христиански, читайте книгу аввы Дорофея.

(Преподобный Амвросий Оптинский)

 

 

   – Владыка, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея Вы не раз называли своей любимой книгой и всегда советуете ее читать, особенно во время постов. Что отличает эту книгу от творений других отцов Церкви?

Существует много святоотеческой литературы, много разных авторов, живших в разные эпохи, имевших разное положение и образование, и православный человек обязательно найдет в их творениях много полезного и интересного для христианской жизни. Но поучения аввы Дорофея, на мой взгляд, отличаются не только ясностью, доходчивостью, но и необыкновенной искренностью. Он совершенно уникальный писатель, один из тех авторов, кто прост для понимания любого человека, не только монаха или мирянина, «продвинутого», как сейчас говорят, в духовной жизни, но и начинающего христианина.

Высокие идеи автор сопровождает множеством ярких примеров из своей жизни, откровенно пишет о собственных искушениях и о том, как он преодолевал их с помощью Божией и советов старцев.

Во время моего воцерковления именно творения аввы Дорофея оказали на меня колоссальное воздействие, и потом в своей монашеской жизни я не раз возвращался к его книге для решения каких-то духовных вопросов. Знаю, что многие священнослужители тоже любят эту книгу и всегда рекомендуют ее своим прихожанам. Никого эта книга не оставляет равнодушным, она на все времена.

Читаешь авву Дорофея, и кажется, что среди святых отцов он выделяется не только ясным, простым и легким языком, но и мягкостью, добротой. Расскажите, что известно о его жизни, каким он был человеком?

О жизни аввы Дорофея мы знаем очень мало, информацию извлекаем из его же творений. Он сам рассказывает, что происходило с ним на его подвижническом пути, какие скорби он терпел, подвизаясь в палестинской обители аввы Сериды.

Авва Дорофей был настоящим подвижником, послушником, аскетом. Вот, пожалуй, и все, что мы о нем знаем, но это совсем и не важно. О некоторых святых мы вообще знаем только дату их смерти. Но важен ведь результат их жизни, а авва Дорофей оставил после себя удивительное наследие, которое спустя сотни лет продолжает оказывать на нас огромное влияние.

Свое творение преподобный начинает с поучения о том, как важно человеку отречься от самого себя и жить по воле Божией. Он приводит примеры, когда отсечение собственной воли избавляло человека от бед, спасало от смерти. Святой рассказывает о своем ученике, блаженном Досифее, который никогда не слышал слова Божия, но «в какую меру духовного возраста привело его в короткое время послушание и отсечение своей воли! Ибо ничто не приносит такой пользы людям, как отсечение своей воли… и таким образом мало-помалу, с помощью Божией, мы преуспеем и достигнем бесстрастия». Невозможно говорить о послушании, об отсечении своей воли, если человек сам не прошел этот путь, в полной мере не исполнил все то, о чем потом написал.

Для монашествующих понятен этот совет, но зачем христианину, живущему сегодня в совершенно ином мире, постоянно отсекать свои желания?

Я бы не делил христиан на сегодняшних и вчерашних. Во все времена у людей одни и те же переживания, стремления, искушения. И страсти остаются те же самые: зависть, сребролюбие, гнев, раздражительность, блуд и т.д.

Отсекать ли современному христианину свою волю? Безусловно, отсекать. Конечно, есть разница между монахом и мирянином, это разная ответственность, разное поле деятельности и разные возможности. В монастыре монах полностью отсекает свою волю, для мирянина это невозможно в полной мере, да и не надо.

Но, главное, человек не должен полностью доверять своим помыслам. Они могут быть неверными, лукавыми, могут вообще быть от врага рода человеческого. Человек, не привыкший сомневаться в собственной правоте, живущий по своей воле, грешит направо и налево, и к чему такая жизнь его приведет? Поэтому желательно, чтобы у каждого человека был некий авторитет, ведь воля Божия открывается, как правило, через людей. Для детей – через родителей, для жены – через мужа, для подчиненных – через руководителя. А в Церкви для того, чтобы узнать волю Божию, обращаются к духовнику.

А если они не правы? Все равно подчиняться?

Если их слова или наставления не противоречат Евангелию, в прямом смысле слова воле Божией, Его заповедям, то человек, отсекая свою волю, должен подчиниться. Во всем нужно рассуждение, и святые отцы среди великих добродетелей называют именно рассуждение. Оно порой даже выше послушания.

Рассуждая о добродетелях, авва Дорофей пишет: «Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение». Как в народе говорят, не делай добра, не получишь зла?

Я думаю, авва Дорофей говорит здесь о том, что человек всегда должен быть готов к любому испытанию. Например, солдат отправляется на войну, он должен быть готов к тому, что сражение может быть проиграно, его самого могут ранить или убить. Но это не значит, что не надо вставать на защиту своего Отечества.

Нам Господь заповедовал творить добро, а соблазны и искушения могут прийти в любой момент, не надо этого бояться. Господь эти трудности терпел, живя на земле, и нам показал, как их нужно преодолевать – с терпением, мужеством и смирением.

В середине книги мы находим совет великого подвижника, применимый для каждого. Он касается времени, которое человек, «живя в праздности и лени», безвозвратно теряет и может не успеть разбудить свою душу. Но именно на нехватку времени люди часто ссылаются, когда речь идет о необходимости посещать храм, молиться, жить церковной жизнью.

Я думаю, если человек, даже очень занятой, верит Богу, у него храм и службы, добрые дела и молитвы всегда будут на первом месте. Это не значит, что все остальное надо забросить, но приоритеты должны быть определены правильно. Неужели два-три часа в неделю, проведенных в храме, – это так много? Нет, конечно.

В известном мультфильме «Трое из Простоквашино» есть такая фраза: «Я и без того на работе устаю! У меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть». Кто же тебя заставляет! Лучше книжку почитай или помолись.

У аввы Дорофея есть на этот счет яркий образ. Жизнь – это круг, Бог – его центр. Лучи, направленные к центру, – это люди. Чем ближе мы к центру, тем ближе друг к другу, тем больше открываем сердце для Бога и для ближних. И наоборот.

От нас зависит, кто или что у нас в центре: Бог, или какой-то идол, или сам человек со своими желаниями и страстями. Когда Бог оказывается на периферии этого круга, что на Него тратить время? Если же Он в центре, то картина выстраивается совсем по-другому. А свое «я» нужно задвинуть как можно дальше, лучше вообще за круг.

    

Владыка, нашей беседой мы стараемся привлечь читателей к святоотеческой литературе, наследию святых отцов. Но многие люди предпочитают читать книги современных проповедников, они доходчивее, понятнее и также могут вразумить и помочь человеку в его воцерковлении.

Святые отцы учат нас покаянию, борьбе с искушениями, любви к ближнему. Как же можно игнорировать этот опыт? Поэтому книги, описывающие духовный путь человека, его путь к святости, христианин должен обязательно читать.

Есть творения святых отцов, действительно сложные для понимания. Например, не всякий может без подготовки освоить тексты святителя Игнатия (Брянчанинова), но это не значит, что их не следует читать. Авва Дорофей вспоминал, что когда он обучался светским наукам, то это занятие казалось ему весьма тягостным, и когда он брал в руки книгу, то как будто прикасался к зверю. Но будущий святой продолжал понуждать себя к чтению, и оно стало его излюбленным занятием, за книгой он забывал о еде и сне и стал образованнейшим человеком своего времени.

Человек должен расти, развиваться, а не топтаться на одном месте. Я бы посоветовал начинать знакомство с наследием святых отцов с книги аввы Дорофея, а потом уже переходить к чтению других отцов Церкви. Бог даст, и до святителя Игнатия дорастешь. В любом деле нужно понуждение. И этому нас тоже учит великий подвижник древности авва Дорофей.

Беседовала Ольга Стрелкова


Источник: https://pravoslavie.ru/

 

Если Вы увидели какую-либо неточность в материале - свяжитесь с нами!
Эту и другие темы можно обсудить на форуме.
оставить комментарий
Введите код