Версия для печати
Прочитали: 22 Комментариев: 0
МИТ­РО­ПО­ЛИТ СУ­РОЖ­СКИЙ АН­ТО­НИЙ: Про­по­ведь в Неде­лю пред Бо­го­яв­ле­ни­ем

Неде­ля пред Бо­го­яв­ле­ни­ем

 

                             Во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха!

       В од­ном из сво­их По­сла­ний апо­стол Па­вел го­во­рит, что всё, со­дер­жа­ще­е­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, по­лез­но и на­пи­са­но для на­ше­го на­уче­ния и про­све­ще­ния (см. 2Тим.3:16). И се­го­дняш­нее Еван­ге­лие вме­сте с по­сла­ни­ем апо­сто­ла к Ти­мо­фею да­ёт нам об­раз то­го, как мож­но вчи­ты­вать­ся в Свя­щен­ное Пи­са­ние, как мож­но его осу­ществ­лять и жить им. Об­раз ве­ли­ко­го Иоан­на Кре­сти­те­ля здесь пе­ре­пле­та­ет­ся с об­ра­зом уче­ни­ка Пав­ла. И тот и дру­гой услы­ша­ли сло­во Бо­жие не ухом, а серд­цем, не толь­ко слу­хом, но всей спо­соб­но­стью вос­при­я­тия, и оба вы­шли на про­по­ведь. И каж­дый из них при­нёс это сло­во лю­дям в его чи­сто­те, не опо­ро­чен­ным недо­стой­ной жиз­нью, а в си­я­нии кра­со­ты соб­ствен­ной жиз­ни, в ко­то­рой это сло­во бы­ло осу­ществ­ле­но. В чи­сто­те ещё и по­то­му, что сло­во бы­ло пе­ре­да­но та­ким, ка­ким и по­лу­че­но. Это и за­по­ве­ду­ет Па­вел сво­е­му уче­ни­ку. Всё это осу­ще­стви­лось и в ли­це Иоан­на Кре­сти­те­ля (о ко­то­ром мы сей­час вспо­ми­на­ем, по­то­му что гря­дёт на нас день Кре­ще­ния Гос­под­ня), и в ли­це Ти­мо­фея, и в ли­це са­мо­го апо­сто­ла Пав­ла. Сло­во, ко­то­рое они про­по­ве­до­ва­ли, бы­ло так зна­чи­тель­но, про­по­ведь их бы­ла так ве­ли­ка, что са­ми они как бы ис­чез­ли в её си­я­нии: сло­во за­сло­ни­ло го­во­ря­ще­го. Жизнь, по­лу­чен­ная людь­ми через сло­во, за­ста­ви­ла их про­сто жить и на пер­вых по­рах слов­но бы за­быть тех, кто её при­нес; и лишь впо­след­ствии ока­за­лось воз­мож­ным вспом­нить о них с бла­го­дар­ным бла­го­го­ве­ни­ем.

Об­раз Иоан­на ве­лик тем, что сло­во, ко­то­рое ему ко­гда-то ска­зал Гос­подь, он вос­при­нял в ду­шу и в жизнь. Он так его при­нял, что стал толь­ко гла­сом, толь­ко го­ло­сом, через ко­то­рый это сло­во про­зву­ча­ло и до­стиг­ло до слу­ха всех. Па­вел то­же услы­шал сло­во и по­лу­чил ви­де­ние, и весь ушел в это сло­во и в это ви­де­ние. У него уже не оста­лось ни­ка­кой жиз­ни, кро­ме про­по­ве­ди, кро­ме ра­до­сти да­вать дру­гим то, что он по­лу­чил. Бла­го­да­ря это­му он сам воз­ро­дил­ся к веч­ной жиз­ни; и к то­му же он при­зы­ва­ет Ти­мо­фея. Я, – го­во­рит он, – сей­час уми­раю, а ты жи­вешь; иди и про­по­ве­дуй сло­во, чтобы дру­гие то­же жи­ли...

И всё, что слу­чи­лось то­гда, неко­гда, что по­вто­ря­лось в те­че­ние всей хри­сти­ан­ской ис­то­рии, от­но­сит­ся непо­сред­ствен­но и к нам. Мы то­же слы­ша­ли это сло­во про­по­ве­ди, сло­во Еван­гель­ское, сло­во апо­столь­ское, сло­во мо­лит­вен­ное; и мы все ко­гда-то от это­го сло­ва дрог­ну­ли, ожи­ли, за­тре­пе­та­ли ра­до­стью, на­деж­дой. И все мы при­зва­ны вне­сти это сло­во в жизнь и про­не­сти через всю на­шу жизнь. Сна­ча­ла – са­мой жиз­нью, жи­вя до­стой­но то­го, что от­кры­лось в на­шей ду­ше, жи­вя до­стой­но той глу­би­ны на­шей ду­ши, в ко­то­рой мо­жет го­во­рить Гос­подь. За­тем – про­не­сти это сло­во так, чтобы его услы­ша­ли дру­гие лю­ди и то­же воз­ра­до­ва­лись и востре­пе­та­ли.

Но на этом пу­ти, как на пу­ти Пав­ла и Ти­мо­фея, как на пу­ти ве­ли­ко­го Иоан­на и всех, сто­ит нечто, пу­га­ю­щее мно­гих. По ме­ре то­го, как вы­рас­та­ет об­раз Хри­ста, по ме­ре то­го, как сло­во ста­но­вит­ся жиз­нью, мы, го­во­ря­щие это сло­во, долж­ны отой­ти в сто­ро­ну. Мы долж­ны ума­лять­ся, долж­ны стать про­зрач­ны­ми до та­кой сте­пе­ни, чтобы через нас лил­ся Бо­же­ствен­ный свет, и при этом ни­кто не за­ме­тил бы нас, – тех, через ко­го этот свет про­хо­дит. Но – увы! – мы слиш­ком за­мет­ны. Мы со­бой за­сло­ня­ем этот свет, мы его за­тем­ня­ем, мы при­да­ём ему свои от­тен­ки – блед­ные, се­рые, туск­лые, – ко­то­рых нет в этом лу­че­зар­ном си­я­нии. Мы все­гда за­мет­ны в этой про­по­ве­ди сло­ва и жиз­ни. Нам – каж­до­му из нас – преж­де все­го на­до учить­ся жить так, чтобы на­ша жизнь не от­ри­ца­ла прав­ди­во­сти Сло­ва Бо­жия; жить так, чтобы стать про­зрач­ны­ми, чтобы это сло­во би­лось в че­ло­ве­че­ской ду­ше од­ной сво­ей си­лой и осве­ща­ло че­ло­ве­че­скую жизнь толь­ко сво­им си­я­ни­ем. И то­гда эти боль­шие, див­ные об­ра­зы, ко­то­рые мы на­хо­дим в Но­вом и Вет­хом За­ве­те, ста­нут для нас при­ме­ром и ста­нут для нас ме­рой, по ко­то­рой мы мо­жем жить.

Дай Бог, чтобы мы сво­ей жиз­нью хоть для ко­го-ни­будь – а сколь­ко та­ких нуж­да­ю­щих­ся! – ока­за­лись пред­воз­вест­ни­ка­ми Хри­ста, гря­ду­ще­го к ним лич­но встре­тить ду­шу жи­вую, жаж­ду­щую веч­ной жиз­ни. Да­вай­те отой­дём и не бу­дем за­сло­нять со­бой иду­ще­го Хри­ста.

Вот че­му нас учит вся про­по­ведь древ­но­сти и ве­ли­кий об­раз Иоан­на Кре­сти­те­ля, ко­то­ро­го мы сей­час вспо­ми­на­ем в ка­нун гря­ду­ще­го празд­ни­ка. Аминь.

16 ян­ва­ря 1966 г.

 

Источник: https://azbyka.ru/

Если Вы увидели какую-либо неточность в материале - свяжитесь с нами!
Эту и другие темы можно обсудить на форуме.
оставить комментарий
Введите код