Версия для печати
Прочитали: 5 Комментариев: 0
ЕПИСКОП ВИКТОР (КОЦАБА): Покаяние – это движение навстречу Богу

Покаяние - это движение навстречу Богу

 

    Праведника от грешника больше отличают не наличие или отсутствие христианских добродетелей, а глубина покаяния.

Покаяние - это движение навстречу Богу. Это желание измениться к лучшему, преодолеть свою собственную греховность и стать обновленным человеком, отметил викарий Киевской Митрополии епископ Барышевский Виктор (Коцаба).

По словам иерарха, чувство вины - это состояние пассивное, а покаяние - это состояние динамичное.

«Чем именно отличается грешник от праведника? Многие считают, что разница между ними заключается в количестве добрых дел, в глубине молитвы, особом духовном состоянии. В определенной степени, это действительно так. Однако на самом деле праведника от грешника более отличают не наличие или отсутствие христианских добродетелей, а глубина покаяния», – пояснил он.

Владыка подчеркивает: «Наши грехи может простить только Господь Иисус Христос. Вполне понятно, что такое прощение будет ответом на акт покаяния, ведь простить можно только того, кто об этом просит».

«Проблема современного человека состоит в том, что он разучился каяться. При этом, покаяние отождествляется с чувством вины, которое, в свою очередь, считается чем-то совершенно ненужным. Однако, Церковь не ставит знак равенства между этими понятиями. Сожаление о содеянном грехом, самообвинения и самобичевание - все это еще не покаяние», – говорит архиерей.

По его мнению, «дело в том, что такое состояние души возвращает человека назад, заставляет ее снова и снова вспоминать о грехе, прокручивать его в своей памяти, переживать тот момент, когда он был совершен. А покаяние - это стремление вперед, движение навстречу Богу. Это желание измениться к лучшему, преодолеть свою собственную греховность и стать другим обновленным человеком. Если чувство вины - это состояние пассивное, то покаяние - это состояние максимально динамичное. В конце концов, вина может считаться в духовном плане первой ступенькой на пути к настоящему покаянию, на котором человек не должен останавливаться».

«Вместе с тем, покаяние предполагает осознание собственного несовершенства. И вот тут мы и встречаем непонимание со стороны нашего современника. Ведь слишком часто, различные психологические школы рассматривают душу человека как своего рода набор химических реакций, которые просто не могут быть неправильными. Кроме этого, подсознательно выстраивается убеждение, что человек может абсолютно все. Отсутствие понимания своего духовного несовершенства и заблуждение о своих сверхвозможностях искажают истинную картину мира, заставляют человека рассматривать себя через призму надуманной добродетели, когда собственное желание добра воспринимается как праведность. В таком состоянии покаяться очень тяжело», – пояснил епископ Виктор.

Однако, по словам архиерея, ни один из праведников себя таковым не считал, «ведь отсутствие греха еще не указывает на особое духовное совершенство, а может лишь свидетельствовать о стремлении к нему. Откликаясь на голос совести, который также можно считать проявлением чувства вины, праведники стремились к духовным изменениям, которые возможны только через покаяние. Они никогда не говорили об отсутствии греха в своей жизни, никогда не выделялись среди людей, и не сравнивали себя с другими. И считали себя наихудшими на земле».

«Вспоминая о преподобной Марии Египетской, память которой именно сегодня совершает Святая Церковь, хотелось бы подчеркнуть именно вышеупомянутые вещи. Она была великой грешницей, но смогла стать великой святой. Не ища себе оправданий, преподобная Мария настолько глубоко отдалась покаянному состоянию, что изменила не только свою жизнь, но и жизни миллионов людей. Она собственным примером подтвердила слова преподобного Серафима Саровского: "Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи"», – заключил владыка.

 

Иточник: https://spzh.news

Если Вы увидели какую-либо неточность в материале - свяжитесь с нами!
Эту и другие темы можно обсудить на форуме.
оставить комментарий
Введите код